Что такое бордюрный камень?

Содержание:

Виды дорожных бордюров

Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:

колотый;
пиленый;
обожженный;
полированный.

Бортовой камень выпускается в следующих видах:

  1. Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.
    Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог.
    Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.
    Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:

  1. Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.
    Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.
    Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.
    Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.

Бордюр радиусной формы

Газонный блок

Бортовой камень со скошенной стороной

Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:

  1. Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.
    Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.
    Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%) находятся не в самых оптимальных климатических условиях, соблюдение технологии укладки асфальта является одним из важнейших критериев, которые влияют на прочность и срок службы покрытия.

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных в результате переработки…

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы. Исходя из этого, периодически асфальт требует ремонта или замены…

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например, попробуйте спросить любого человека, который сейчас находится рядом с вами – большинство с уверенностью ответят отрицательно.

Читать далее

Бордюр для тротуарной плитки

Ограждение для тротуарной плитки поможет сохранить целостность покрытия, не позволяя расползтись основанию.

Как правильно установить бордюр для тротуарной плитки своими руками?

Определившись с расположением садовых дорожек, можно приступать к установке бордюра. Сам процесс работ несложен, нужно лишь соблюдать следующий порядок действий:

  1. Подготовить площадку под строительство: удалить мусор с территории, выровнять поверхность.
  2. Провести разметку под будущие дорожки.
  3. Вбить колышки по краям дорожек и протянуть между ними шнур. Высоту пролегания шнура следует вымерять строительным уровнем, поскольку это будет верхней границей бордюра, сделанного самостоятельно.
  4. По всей длине разметки вырыть траншею, в которую будут закладываться бордюрные секции. Следует помнить, что глубина траншеи должна составлять треть от высшей точки бортика, а ширина — быть на 10 см больше бордюрной.
  5. На дно траншеи, предварительно утрамбованное и уплотненное, залить раствор из песка и цемента в пропорциях 3:1 (песок-цемент). Раствор должен иметь консистенцию вязкой сметаны для более удобной заливки.
  6. Уложить бордюрные элементы, придерживаясь уровня шнура. При этом камни необходимо выровнять по высоте, подливая раствор на дно там, где это потребуется.
  7. Стыковые швы заполнить раствором, оставить сооружение застывать на сутки.
  8. Оставшийся зазор засыпать грунтом, тщательно утрамбовывая.

Необходимо помнить, что укладка самой плитки должна производиться только после установки бордюра.

Установка бордюра своими руками.

Что необходимо для расствора, в каком соотношении смешивать

Бордюрные камни можно приобрести в магазине или изготовить своими руками. Для изготовления бортиков можно воспользоваться готовыми формами, но лучше соорудить самим. Во втором случае потребуется устанавливать опалубочную систему.

Размер блоков может быть любым. Единственное, что необходимо учесть, это длину секции для штучных бордюров — она не должна превышать 2 м. В противном случае бордюрная конструкция будет неудобна при монтаже и быстро разрушится.

Технология изготовления бордюров следующая:

  1. Подготавливается форма для заливки ограждений.
  2. Приготавливается сухая смесь из расчета 3:1 (песок-цемент); компоненты тщательно смешиваются.
  3. Затем туда же добавляется мелкофракционный щебень из расчета 3:1 (щебень-сухая цементно-песчаная смесь), после чего все заливается водой и смешивается. Следует избегать появления комков в растворе и образования воздушных пузырьков.

Для того чтобы монтаж бортов был удобным, одну сторону элемента необходимо сделать с небольшой фаской после освобождения от опалубочной системы. Этого можно добиться, срезав излишки.

Укладка дорожного бордюра

Технология не отличается от укладки тротуарного бордюра. Разница заключается в масштабе работ.

  1. Подготавливается площадка под укладку бордюрного камня с последующим рытьем траншеи шириной в 40 см и глубиной большей, чем высота бортового камня, на треть.
    На утрамбованное дно траншеи засыпается щебень с песком с общей высотой слоя 15 см.
    Подготавливается раствор для сцепки изделий с основанием в пропорциях 2,5:1:2:2 (песок, цемент, мелкофракционный щебень, вода).
    На основание накладывается раствор.
    Устанавливается бордюрный элемент. С помощью резинового молотка изделие простукивается до погружения в раствор на треть своей высоты.
    Стыки скрепляются между собой раствором с обеих сторон, затем заполняются остальные зазоры траншеи.

Видео про распил дорожного бордюра под углом

Дорожные блоки распиливаются под углом для более плотного прилегания отдельных элементов друг к другу. Распил бордюра дорожного производится болгаркой по бетону. Эта процедура производится в том случае, когда необходимо регулировать длину ограждения.

Скошенные края зашлифовываются, чтобы поверхности быстрее и лучше схватились друг с другом при монтаже.

Условные обозначения, их расшифровка

Как было указано выше, ключевым документом, который описывает параметры бордюров, является ГОСТ 6665-91. Согласно ему, существует общепризнанное обозначение камня. Сначала указывают условное обозначение вида изделия, затем – физические параметры (размеры), причем сначала должна быть записана длина, после нее – высота, на последнем месте ставится ширина. Для армированных изделий свойственно добавочное обозначение – класс арматуры, которая используется в качестве каркаса, придает дополнительную жесткость.

Можно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять принцип составления стандартного обозначения бордюрного камня. Причем все размеры указываются в сантиметрах.

Вариант №1 – БР 100.30.18:

  • БР – бордюр рядовой (он же прямой);
  • 100 – длина;
  • 30 – высота;
  • 18 – ширина.

Вариант №2 – БК 80.30.15-AV:

  • БК – криволинейный;
  • 80 – длина;
  • 30 – высота;
  • 15 – толщина;
  • AV – класс арматуры, соответствует А5.

Маркировка бордюра

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Как производится устройство бортового камня

Технология монтажа бордюрных камней:

  • 1. Разметка местности (часто путем натягивания веревки).
  • 2. Разработка траншеи:
    • 2.1. Рытье – глубина зависит от габаритов камней (также стоит учесть высоту будущего основания, которая составляет около 30% от высоты камней);
    • 2.2. Очистка и просушка;
    • 2.3. Уплотнение.
  • 3. Устройство основания для монтажа камней:
    • 3.1. Укладка геотекстиля для дренажа, разделения слоев, фильтрации и армирования;
    • 3.2. Устройство песчаного или щебеночного слоя (щебень предпочтительнее за счет высокой прочности). После отсыпки необходимо разравнивание и уплотнение. Рекомендуемый диаметр фракций щебня – 20-40 мм. Высота слоя после уплотнения – 10-15 см;
    • 3.3. Заливка густым бетонным раствором (пропорции цемента к песку – 1 к 3).
  • 4. Установка бордюрных камней:
    • 4.1. Монтаж камней на бетонное основание, с соблюдением геометрически правильного положения;
    • 4.2. Фиксация камней с помощью заливки бетоном;
    • 4.3. Заделка швов любым пригодным материалом (следует производить после схватывания бетона).

При соблюдении данной технологии бордюрные камни будут на 100% эффективно выполнять свои функции длительное время.

Виды бордюрного камня, которые отличаются формой

Для различных целей существуют специальные камни. Они могут разграничивать не только проезжую часть и тротуар, но и садовые участки, придомовую территорию и т. д. ГОСТом определены виды:

прямолинейные или рядовые (БР);

Рядовые бордюры

  • въездные (БВ);
  • криволинейные (БК);

Криволинейный бордюр

камень-аппарель – характеризуется существенной площадью торцевой части, имеет скос с одной стороны.

Бордюр аппарель

Первый из видов представлен вариантами:

  • рядовые (БР);
  • с уширением (БУ);

Бордюр с уширением

с прерывистым уширением (БУП);

Бордюр с прерывистым уширением

с лотком (БЛ).

Бордюр с лотком

Все они объединены особенностью – сохраняется главный признак (небольшая площадь торцевой части). Камни также отличаются классом прочности. Существует разделение:

  • монтаж на участке, где нужно отделить проезжую часть, предполагает необходимость установки бордюра классом прочности бетона выше В30, т. к. нагрузка на этом участке запредельная;
  • разграничение зеленых участков (придомовой территории, парковых зон, дорожек и т. д.) осуществляется при помощи камня из бетона классом прочности В22,5.

Как выбрать бордюры для обрамления участка с тротуарной плиткой?

Укладка бордюрных камней вокруг участка с покрытием из тротуарной плитки решает несколько задач:

  • увеличивает стойкость покрытия к механическим повреждениям;
  • предотвращает расползание ФЭМ;
  • повышает эстетику дорожек и площадок, придает им более аккуратный вид.

Для установки в парках, скверах, общественных садах используются рядовые бортовые камни или изделия с лотком под газонокосилку. Особенность бордюров с лотком – наличие с одной стороны площадки, располагаемой на уровне газона, по которой может передвигаться газонокосилка. Стандартная длина изделий – 1 м. Для обрамления криволинейных дорожек и округлых площадок лучше приобрести камни длиной 0,5 м.

Садовые бетонные бордюры могут иметь не только серый, но и другие цвета, что позволяет подобрать изделия, подходящие по цвету тротуарной плитке или контрастные с ней. Такие изделия сохраняют свою цветовую гамму в течение всего срока эксплуатации. Можно приобрести камни стандартного серого цвета и окрасить их атмосферостойкой краской, но ее придется обновлять каждые 2 года. При укладке на слабый грунт рекомендуется использовать бортовые камни с расширенным основанием.

Сколько весит бордюр и поребрик

Масса камня отличается, причем в большинстве случаев – существенно. Она может быть разной из-за того, что для производства такого изделия применяется различный материал: бетон без наполнителя и с наполнителем, без арматуры и с арматурой. Кроме того, вес продукции разных марок тоже отличается, даже если кажется, что у них все параметры одинаковые. Производитель может дать свои размеры, которые несколько отличаются от стандартных. Погрешности на каждом участке суммируются, в общей сложности получается дополнительная часть материала. По этой причине рекомендуется уточнять у производителя все параметры.

Изделия существенной длины (3-6 м) создаются с учетом нагрузок, которые будут оказываться на них. Это требует применения более прочного материала – тяжелого бетона с наполнителем. В состав могут входить и другие компоненты, повышающие прочность, морозоустойчивость и т. д. Как результат, вес бордюров разной длины отличается. Например, прямолинейные изделия представлены вариантами различного веса в диапазоне 18-145 кг. Камни с арматурой характеризуются весом от 100 до 1170 кг. Причем ГОСТом установлены отклонения от стандартных значений размеров, они составляют 3-4 мм.

Тротуарный бордюр

При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели

Физические характеристики

К ним относятся:

  1. Марка прочности. Бетон должен иметь марочную прочность М400 и выше.
  2. Класс бетона. Рекомендуется класс бетона В30 (прочность бетона 39,29 МПа).
  3. Морозостойкость. Бордюрный камень должен выдерживать от 200 до 300 циклов.
  4. Срок эксплуатации. Производители гарантируют долговечность изделия и срок службы до 20 лет.

Преимущества тротуарного бордюра

Достоинства бетонного бордюрного ограждения:

  • долговечность;
  • морозостойкость;
  • влагостойкость;
  • износостойкость;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • эстетичность;
  • простота установки.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

Монтаж бордюра своими руками на приусадебном или садовом участке

Существует сравнительно простая инструкция по выполнению основных работ. Но при этом все равно допускаются ошибки, поэтому следует изучить еще и тонкости, советы.

Инструкция по выполнению работ

Начинать нужно с расчистки участка. Затем проводится его разметка, далее – выполняется непосредственная копка, а также дальнейшие действия по установке. Теперь подробно обо всех этапах:

  1. На расчищенный от травы и мусора, камней участок наносят линии будущей дорожки. Для этого можно использовать песок – его рассыпают, формируя линию определенной ширины.
  2. Копают грунт, что сопровождается его выемкой на поверхность. Рекомендованные параметры: до 40 см ширина и не более 30 см глубина. Но все размеры корректируются с учетом параметров бордюрного камня и способа его установки (бордюр или поребрик).
  3. Грунт на дне траншеи выравнивается, уплотняется, для чего используют подручные средства (металлическую или деревянную конструкцию с широким основанием и вертикальным держателем).
  4. Формируется подушка из щебня – до 15 см толщиной, она трамбуется.
  5. Делается разметка высоты будущего поребрика. Для этого в грунт вбиваются колья, натягивается веревка – она будет соответствовать уровню верхней грани бордюрного камня.
  6. Заготавливается цементный раствор (марка от М300 и выше), выкладывают на дно траншеи.
  7. Бордюрные камни устанавливаются так, чтобы они были на одном уровне с веревкой. Рекомендованная глубина расположения в растворе – не менее 5 см.
  8. Работы продолжаются по описанной схеме, все действия повторяются. Не следует выкладывать цементный раствор на всю длину дорожки, т. к. он успеет подсохнуть, пока дойдет очередь до крайних изделий.

Нюансы монтажа

Главные советы касаются устройства основания:

  • лучшим вариантом «подушки» является щебень, т. к. он прочный, не рассыплется в дальнейшем, что позволит сохранить форму бордюра, но если грунт песчаный, можно обойтись без такого наполнителя;
  • вязкий и плотный грунт будет поглощать щебень, поэтому следует защитить наполнитель прослойкой, для этой цели лучше всего подойдет геотекстиль – это плотный водо- и воздухопроницаемый материал, который при этом сохраняет первоначальную структуру, даже если постоянно контактирует с агрессивными средами, покрытие настилают перед тем, как будет уложен щебень, причем края заворачивают наверх;
  • если изначально было заложено в траншею много бетона, он схватится, пока ведется монтаж камней в начале ряда, поэтому лучше подготавливать основу для 2-3 бордюров, причем в подсохший бетон нельзя добавлять воду, это не улучшит его свойства, а лишь негативно повлияет на структуру.

Нарушение технологии монтажа обычно приводит к снижению прочности новых конструкций. Слишком водянистый раствор не наберет прочности. А такое сооружение не выдержит воздействие высоких нагрузок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector