Как найти обрыв провода в стене: используем мультиметр
Содержание:
- Проверка на целостность (поиск нужного проводника)
- Прозвонка проводов из лампочки и батарейки
- Как работает прозвонка
- Как прозвонить провода на конкретном примере
- Техника безопасности при работе с тестером
- Что такое мультиметр
- Что показывает мультиметр при обрыве провода
- В каких случаях проводится прозвонка проводов?
- Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
- Прозвонка кабеля индикаторным устройством с лампочкой
- Проверка светодиодного моста
- Как проверить высоковольтные провода зажигания
- Проверка светодиодной ленты
- Наиболее часто допускаемые ошибки при прозвонке кабеля
- Прозвонка многожильных кабелей с целью их маркировки
- Преимущества и недостатки
- Способы поиска обрыва провода
- Почему режим называется «прозвонка»
- Проверка светодиодных ламп
- Проверка простого реле
Проверка на целостность (поиск нужного проводника)
Для проверки целостности электропроводки или поиска одной жилы в составе многожильного кабеля вполне достаточно цифрового тестера, включённого в режиме измерения сопротивления. При проведении такой операции необходимо создать замкнутую цепочку, состоящую из непосредственно из мультиметра (тестера), пары измерительных «концов» и самого проверяемого проводника.
При этом по тестируемому участку пропускается небольшой по величине электрический ток, а мультиметр определяет величину его внутреннего сопротивления. Это еще не прозвонка, но довольно удобный способ.
В процессе такой проверки по показаниям дисплея мультиметра можно будет судить о целостности или обрыве в проверяемом участке цепи или проводнике. Нулевые или близкие к нескольким Омам показания означают, что проводка не имеет обрыва; при этом выдаваемый прибором электрический ток свободно через неё протекать.
Также возможен вариант, когда при проверке обнаруживается, что прибор индицирует показания в районе мегаом, а при контрольной прозвонке не выдаёт звукового сигнала. Это означает, что на участке проводки имеется не определяемый визуально внутренний обрыв.
По сути позвонка – это определение мультиметром, есть контакт между проводами, или его нет. Мультиметр выдает небольшой ток, и если цепь целая, то фиксируется напряжение, в результате раздается звуковой сигнал – звонок, а на дисплее мультиметра высвечиваются нули. Прозвонкой проверяют предохранители, лампочки, провода, целостность схем.
Значение сопротивления определяется общей длиной проверяемого мультиметром кабельного изделия. Одновременно с этим между всеми входящими в состав многожильного кабеля и расположенными рядом проводниками контакт должен отсутствовать, что и проверяет прозвонка.
Прозвонка проводов из лампочки и батарейки
Для того чтобы собрать устройство для прозвонки проводов и кабелей не обязательно иметь какие либо познания в электронике или радиотехнике. Не нужно разбираться в диодах, резисторах или конденсаторах. Сегодня я покажу, как сделать прозвонку для проводов из обычной батарейки и лампочки.
Итак, потребность в таком приборе у меня возникла при расключении распределительных коробок. То есть нужно было определить откуда и куда какой провод идет.
Конечно, когда в схеме два три провода то определить направление линий в коробке не составит труда, но согласитесь если проводка выполнена десятками направлений выполнить такую работу крайне не просто.
Однажды меня попросили собрать распредкоробки. То есть ситуация была такой, когда люди наняли электриков для выполнения монтажа электропроводки. Эти электрики часть работы сделали, взяли за нее деньги и куда-то пропали.
Большую часть работы они конечно сделали, а именно проложили провода, завели все концы в подрозетники и распредкоробки, ну и так по мелочи, установили точечные светильники. На этом вся их работа закончилась.
Оставалось только установить розетки, выключатели соединить провода в распределительных коробках, для чего меня и вызвали. Заказчик бился в панике и попросил меня закончить все дела с электрикой как можно скорее, чтобы все наконец то заработало.
В распределительные коробки заходило по 8-10 проводов в разных направлениях и определить какой куда идет не так и просто особенно если ты не выполнял разводку проводов. Вот здесь и стала, необходимость в таком устройстве как прозвонка проводов.
Это прибор, который состоит из лампочки, батарейки, щупов и соединительных проводов между ними.
Лампочка на напряжение 6 Вольт. Изначально батарейка была установлена крона на 9 Вольт, но со временем она подсела и я в ее корпус установил четыре обычных пальчиковых батарейки на 1.5 Вольт каждая и соединил их последовательно. То есть в сумме они также дают 6 Вольт.
Соединительные провода между ними самые обычные, тонкие, гибкие
Здесь очень важно чтобы их длина была достаточной для прозвонки проводов на длинных дистанциях
Для удобства измерений на один конец щупа установил зажим типа «крокодильчик».
Это удобно в том плане когда, например коробки находится в разных комнатах и для того чтобы прозвонить кабель крепим «крокодил» в одной коробке, идем в другую и проверяем. То есть можно справиться самому с таким работами.
Прозвонка многожильного кабеля мультиметром
Мультиметр – это несложный прибор, который должен выполнять как минимум такие измерения: величин постоянного и переменного электрического напряжения и тока и значение электрического сопротивления.
Для прозвонки проводов и кабелей используется функция проверки сопротивления. Если точнее, то в этом процессе интересует не величина сопротивления, а его наличие или отсутствие, показывающее состояние проверяемой цепи.
Перед проведением работ прибор переключается в режим измерения сопротивления в самом низком диапазоне значений. Большинство моделей мультиметров при наличии цепи могут выдавать звуковой сигнал, что значительно повышает удобство работы с прибором.
Прозвонка жил кабеля или проводов производится следующим образом:
- если концы проводов находятся на незначительном расстоянии друг от друга, то достаточно к ним подсоединить щупы прибора и произвести измерение;
- при значительной протяженности исследуемого участка необходимо на одном конце кабеля накоротко замкнуть (соединить между собой) все жилы, а прозвонку проводов производить с другого конца последовательным подсоединением прибора к каждой паре проводников.
Если прибор вообще не выдает никаких показаний, то варианта два: либо кабель или провод «перебит» полностью, либо ошибочно производится измерение сопротивления не той цепи.
Не путать с тем когда на дисплее отображается ноль и когда на дисплее вообще нет ни каких цифр. Когда отображается ноль значит цепь замкнута но сопротивление цепи настолько малое что показания близки к нулю (например при прозвонке коротких проводов ). А когда на дисплее вообще ни чего не отображается, тогда нет замкнутой цепи (либо несоответствие жил провода, либо обрыв в самом проводе.)
{SOURCE}
Как работает прозвонка
Мультиметр имеет свой источник питания, и с его помощью в обесточенный проводник подается напряжение.
Через мультиметр в проводник подается напряжение.
Каждый материал имеет сопротивление, которое можно измерить или вычислить. Мультиметром, установленным на позицию «определение сопротивления», проводится тестирование провода. На дисплее прибора указывается величина сопротивления материала.
Сила тока I прямо пропорциональна напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению R. Эту формулу многие помнят из уроков физики.
I=U/R
Значит то напряжение, которое есть в мультиметре, подается на проверяемый проводник. Происходит анализ данных материала, и результат выводится на дисплей.
Как прозвонить провода на конкретном примере
В качестве примера рассмотрим стандартную сеть проводки в квартире или частном доме. В идеале, все электро коммуникации должны быть выполнены в соответствии с нормативами, все потребители разделены (сгруппированы) и каждая цепь запитана в распределительном щите через определенный автомат.
Условие: в одной из комнат перестала работать розетка. Задача: выявить причину неисправности. Решение:
Первый шаг — проверка распределительного щита на предмет срабатывания автоматики. Если все автоматы находятся во включенном положении, то необходимо обесточить исследуемую линию (либо всю квартиру). | |
Теперь, для исключения банальной версии неисправности самой розетки, ее нужно извлечь из подрозетника, визуально осмотреть на наличие дефектов и плохого контакта. Обычные розетки имеют простую конструкцию. Более дорогие модели, имеющие в качестве зажимов клеммники, лучше дополнительно прозвонить. | |
Убедившись, что розетка рабочая, необходимо проверить соединение проводов в распределительной коробке. Если в комнате имеется несколько распределительных коробок, то нужная будет находиться над неисправной розеткой или в непосредственной близости. | |
В распределительной коробке основной кабель разрывается, соединяется с жилами розетки и далее отходит к следующему потребителю (распределительной коробке). | |
Как видно из примера, в распределительной коробке находиться три скрутки (фаза, ноль, земля). При прозвонке кончик одного щупа должен касаться оголенной скрутки. Вторым щупом поочередно проверяется контакты розетки. Либо, если удобно, один щуп фиксируется в контакте розетки, а вторым поочередно проверяются скрутки в распределительной коробке. |
Рассмотрев основную последовательность действий, отметим важные моменты и особенности при измерениях:
- На этапе проверки скруток в распределительной коробке, при отсутствии видимых дефектов, дополнительно можно проверить соединения под напряжением. Для этого подайте ток включив автоматы в щите. Если имеются сомнения в цветовой маркировке проводов, то фазу можно определить с помощью индикаторной отвертки (при контакте с фазной жилой в отвертке загорается индикатор или подается звуковой сигнал). Для поиска рабочего и защитного зануления потребуется мультиметр. После того, как фазная жила (L) найдена, на мультиметре выставляется режим ACV (может обозначаться V
измерение переменного напряжения) на отметке выше 220 В, фазный щуп красного цвета фиксируется на фазной жиле, а черным щупом определяется ноль и земля. При контакте с рабочим занулением (N) прибор будет отображать напряжение в пределах 220 Вольт. При касании щупом защитного зануления (PE) – показания будут ниже 220 Вольт. После проверки квартира (комната) опять должна быть обесточена.
Следующий момент. Не всегда можно быть точно уверенным, что провода от изучаемой розетки отходят в ближайшую распределительную коробку. Бывает, что розетки в обход распределительных коробок запитывают с ближайшими розетками. Также распространена связка, когда две розетки в смежных комнатах монтируют в одной точке общей стены. Все это нужно анализировать и учитывать.
Вопрос удобства измерений очень актуален. Ведь, как правило, розетка и распределительная коробка находятся на значительном удалении, а измерительные щупы мультиретра часто имеют длину 30 — 50 см. В этом случае, для удобства, в розетку можно вставить перемычку (соединить два контакта), а прозвонку выполнять непосредственно в распределительной коробке. Более точное измерение можно выполнить, если соединить розетку с исправным удлинителем.
Техника безопасности при работе с тестером
При работе с электричеством необходимо соблюдать определенные правила:
Лучшим вариантом будет применение так называемых крокодилов, которые облегчат работу. Они сделают контакт надежнее и не будут занимать руки во время замера.
Перед проверкой цепи ее необходимо отключить от сети
Важно убрать из цепи даже обычные батарейки, а конденсаторы, если имеются, замкнуть, тем самым разрядив. Если пренебречь этим правилом, то тестер сломается.
Во время проверки длинного кабеля нельзя прикасаться руками к голым участкам, так как результаты могут исказиться.
Если вы хотите проверить целостность провода с большим количеством жил, то их нужно очистить от изоляции и разделить между собой. Далее нужно убедиться, что жилы не замкнуты. Чтобы было удобнее, можно закрепить одну жилу крокодилом, а все остальные проверять щупом со всеми вариантами.
В таком варианте писк будет значить, что жилы замкнуты между собой. При проверке кабелей, предназначенных для работы с высокими токами, этот момент очень важен.
Следующим шагом необходимо проверить, нет ли нарушения в проводнике. Для удобства можно соединить все жилы с одной стороны. Если на каком-то проводнике не будет звука, то это значит, что он поврежден.
Что такое мультиметр
Мультиметровый прибор используется в основном для замера напряжения, силы тока и сопротивления в электроцепи и на отдельных ее участках. Проще говоря прибор в одной оболочке, имеет вольтметр, амперметр и омметр.
В зависимости от устройства и числа дополнительных опций, его применяют для исследования целостности электрической цепи, контроля и измерения характеристик ее узлов.
Также устройством можно замерять показатели постоянного и переменного тока.
При измерении каждой характеристики (ток, напряжение, сопротивление и прочее) нужно для начала:
визуально определиться с масштабом замера. Так, для АКБ это будет 1,5В, 7,5 В, 12 В и выше. Значение необходимо брать больше необходимого. Проще говоря это «резерв прочности», чтобы не сломать устройство;
- правильно подобрать направление замера. При этом необходимо передвинуть указатель прибора в необходимое положение, опираясь на общепринятые параметры, указанные на корпусе;
- правильно подсоединить щупы. Отрицательный (черный) щуп при любом типе замеров вставляется в общее гнездо (COM), положительный подсоединяется в гнездо, необходимое для конкретного типа замеров.
Что показывает мультиметр при обрыве провода
Если во время прозвонки обнаружилось, что звукового сигнала нет, а на дисплее стоит «1», это говорит о том, что нет замкнутой цепи. Единица указывает на сопротивление, которое прибор не может определить, то есть оно слишком большое.
Прежде чем делать какой-то вывод, необходимо проделать следующие операции:
- проверить работоспособность прибора;
- убедиться, что провода не имеют изоляции;
- убедиться, что проверяется один и тот же проводник.
Иногда даже при исправной батарее прибор не работает. Причиной тому чаще всего становятся неисправные провода щупа или его контакты. Для проверки щупа можно использовать любой провод небольшой длины.
Концы зачищают от изоляции, один из них вставляется в одно гнездо прибора, другой в другое. Таким образом, получается перемычка. Если прибор заработал – неисправен один или оба щупа.
Замасленные, загрязненные провода, по сути, являются изолированными, так как испытательное напряжение мало. Иногда можно перепутать провода и произвести замер на разных жилах. Решение – переставить один из щупов на другой провод.
В каких случаях проводится прозвонка проводов?
Ответить на данный вопрос можно несколькими словами — при обрыве токопроводящей жилы или нарушении целостности ее изоляции.
Уточним данный ответ и рассмотрим типичные ситуации:
- Допустим, перестала работать розетка или выключатель. После того, как убедились, что дело не в соединениях (в том числе и в распределительной коробке) и не лампочке (светильнике), целесообразно прозвонить провода на данном участке. Если целостность проводки будет нарушена, мультиметр просигнализирует об этом.
- Развивая первый пример, можно отметить, что подобные ситуации не редкость при ремонтных работах (сверление отверстий) и коротких замыканий по причине ветхости проводки, перегрузок сети.
- Нетипичное, но довольно действенное применение прозвонки мультиметром — определение нужных жил на больших участках проводки. Этот способ уместен, когда цветовая маркировка проводов не позволяет точно определить нужный проводник.
- Также, в быту прозвонка позволяет определить целостность электроприборов (лампа, утюг, выключатель, предохранитель). А если вы хорошо разбираетесь в электронике, то при пайке, ремонте печатных плат и иных приборов прозвонка схем является обязательным этапом.
Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля
Короткое замыкание — это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.
Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой — к кузову («массе»).
- Если короткого замыкания на участке цепи нет — прибор не будет подавать звуковых сигналов.
- Если есть короткое замыкание — мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).
Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.
Напомним, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля (для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).
Ключевые слова: универсальная статья
Бывалые автолюбители, да и не только они, знают то чувство досады, которое охватывает автовладельца при проблемах с электропроводкой автомобиля. Вроде как темная лошадка, неизвестно где и что искать. Автомобиль между тем не заводится, потому что аккумулятор почти без заряда. Далее мы поведаем, как проверить утечку тока на своем авто.
Сама неприятность обычно возникает из-за распространенных предпосылок:
- повышенная влажность и загрязненность там, где проходят жгуты проводов;
- прохудившаяся от старости изоляция проводов;
- постоянное подключение множества лишних потребителей;
- неправильное подключение дополнительного оборудования;
- некачественный ремонт электропроводки.
Поэтому нужно стараться всего этого избегать. Иначе недалеко и до пожара в машине! Однако если все-таки появилась утечка в автомобиле, как же её проверить? Конечно, лучше сразу обзавестись простым тестером. Тем более что стоит он недорого. Самый дешевый мультиметр потянет всего на пару сотен рублей, правда, прослужит недолго.
Если под рукой нет тестера, а проверку нужно сделать срочно на месте, то можно попробовать поступить так.
- Осмотреть клеммы АКБ – не ослабло ли крепление кабеля к одной из них?
- Далее осмотреть все электроприборы в салоне – исправно ли они работают? В первую очередь подозрение должны вызывать приборы, установленные в автомобиле внештатно. Как правило, их электропроводка плохо защищена.
- Затем нужно на кроткое время включить и выключить все световые приборы. Везде ли исправна электропроводка?Если что-то не зажигается, возможно, в цепи этого осветителя или электроприбора есть замыкание.
- Осмотреть всю линию подозрительного электропотребителя – от аккумулятора до него самого.
Также почитайте про признаки неисправности диодного моста генератора и замену подушек безопасности своими руками.
Наиболее часто встречается характерное, особенно для старых автомобилей, разрушение изоляции проводки и соответственно замыкание ее на кузов автомобиля.
Существует также способ диагностики недуга простой лампочкой. Расскажем, как определить утечку тока на автомобиле двенадцативольтной лампочкой.
- Отсоединяем провод от плюсовой клеммы аккумулятора.
- Подсоединяем один проводок от лампочки к плюсовой клемме аккумулятора, второй проводок – к отсоединенному только что кабелю.
- Выключаем все приборы, закрываем все двери.
- Если все нормально, лампочка не должна гореть.
- Если лампочка горит, где-то уходит ток.
- Начинаем искать это место.
Прозвонка кабеля индикаторным устройством с лампочкой
Для этого понадобится любой элемент питания, батарейка на 1,5; 4,5 или 9 Вольт, провода с зажимами типа «крокодил» и лампа под соответствующее напряжение.
Сборка схемы и порядок использования:
- К клемам элемента питания припаивают провода;
- В разрыв одного из проводов, полярность не имеет значения, подключают светодиод или лампу;
- Процесс прозвонки производится аналогичным методом, как и тестером или мультиметром. В этом случае, при целостности проводника, вместо отклонения стрелки или показания на жидкокристаллическом дисплее, будет светиться лампочка.
Такой индикаторный прибор позволяет тестировать кабели на расстояния нескольких сотен метров, в зависимости от состояния зарядки батареи.Схема подключения индикаторного прибора с лампочкой для прозвонки кабеля.
Проверка светодиодного моста
Проверка диодного моста
Диодный мост – сборка из 4-х элементов. Они соединяются, так, чтобы переменное напряжение АС подавалось на два из 4-х выводов, переходило в постоянное напряжение DC и снималось с 2-х других выводов. Стабилитроны выравнивают напряжение в узком диапазоне.
Прозвонить светодиод-мост можно так:
- Найти, на какой вывод подключать мультиметр, сделав условную нумерацию.
- Прозвонить первый диод, подкинув щупы на выводы 1 и 2.
- Протестировать второй светодиод путем подключения щупов на выводы 2 и 3.
- Замерить параметры третьего диода, подключив зонды к выводам 1 и 4.
- Определить исправность четвертого элемента, подкинув щупы на выводы 4 и 3.
- Посмотреть показания на табло.
Стабильность напряжения проверяется в режиме максимального диапазона – 220 В. Его увеличивают постепенно и прекращают подавать до момента протекания тока через схему.
Черный щуп понадобится подкинуть на анод, красный – на катод, а затем подключить анод к резистору токоограничения, а катод – к источнику питания.
Как проверить высоковольтные провода зажигания
Проверка высоковольтных проводов зажигания на пробой осуществляется одним из трех способов.
-
Визуальная проверка Визуальный осмотр является наиболее простым способом проверить и обнаружить повреждения изоляционного слоя высоковольтной проводки. В процессе такой проверки нужно убедиться, что на поверхности изоляции отсутствуют трещины, надрезы и заметные потертости.
Определить визуально пробой можно по искрению. Для этого в темное время суток достаточно открыть капот автомобиля, завести мотор и выключить освещение. Пробой изоляции будет заметен невооруженным глазом по пробегающим по проводке искрам.
- Проверка «дедовским» способом Зачастую визуально нельзя определить, что высоковольтный провод зажигания неисправен. В таких случаях используется старый испытанный способ, заключающийся в следующих действиях. Запускается двигатель и оставляется работать на холостых оборотах. Далее со свечей поочередно снимаются и затем обратно надеваются контакты. Все операции необходимо выполнять в резиновых перчатках, не касаясь телом кузова автомобиля. Проводник неисправен, если при его отсоединении от свечи работа двигателя не изменится.
- Проверка с помощью провода Следующий способ заключается в использовании отрезка провода, зачищенного с обоих концов. Проверка проводится ночью при запущенном двигателе. Отрезок одним концом замыкается на кузов машины («масса»), вторым концом нужно водить по высоковольтной проводке зажигания. Если при проведении по изоляции появляется искра, в данном месте имеется пробой. Таким образом проверяется не только изоляция, но и пластмассовые защитные колпачки.
-
Проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметром Мультиметром автовладельцы обычно измеряют напряжение, однако этим же прибором можно определять и сопротивление, что очень полезно при проверках.
Для измерения высоковольтные провода зажигания предварительно отсоединяются либо полностью снимаются. Мультиметр нужно перевести в режим измерения сопротивления, затем щупами прибора необходимо дотронуться до двух концов одного провода. Прибор покажет измеренное значение.
В норме сопротивление свечной проводки должно составлять от 3,5 до 10 кОм. Точные данные обязаны быть указаны на изоляционном слое. Определенное проверкой значение сопротивления будет зависеть от материала жилы, длины провода, используемой изоляции, наличия в ней микроскопических повреждений и т. д.
Если в результате проверки один проводник оказался неисправен, в скором времени выйдут из строя и остальные. Поэтому замена высоковольтной проводки зажигания производится комплектом, а не отдельными проводами. По отдельности эти изделия, скорее всего, вам не продадут.
Проверка светодиодной ленты
Светодиодная лента представляет собой источник света, состоящий из множества элементов. Они расположены равномерно по длине ленты и сгруппированы по три. Это позволяет разрезать светодиодную ленту на отрезки практически любой длины, не ухудшая при этом ее эксплуатационных свойств. Главное, чтобы разрез не приходился на середину группы из трех элементов.
Проверка ленты заключается в подаче тока на контакты питания. Если лента горит, она исправна. Если не горит вся лента, неисправность нужно искать в подводящих проводах. Для этого можно их прозвонить тестером. Можно для проверки целостности проводов измерить сопротивление мультиметром.
Если при включении питания в ленте не горят отдельные группы, проблема не в подводящих проводах, а в конкретном сегменте со светодиодами. В этом случае они проверяются по методике, описанной выше, а также проверяется резистор (он один на всю группу) на соответствие заданному значению сопротивления.
Наиболее часто допускаемые ошибки при прозвонке кабеля
- Неправильная установка режимов измерения или подключение щупов к гнездам мультиметра или тестера. На старых стрелочных тестерах переключатель режима работы ставят в положение 1 кОм, на современных приборах в режим прозвонки, со знаком диода или зуммера;
- При прозвонке проводов с применением понижающего трансформатора, стрелочным тестером, проверьте источник питания. Напряжение должно быть от 3.5 до 4.5 вольт, в противном случае напряжение будет измеряться с большой погрешностью;
- Перед прозвонкой тщательно зачистите контакты на проводах кабеля и измерительных щупах. Позолоченные контакты чистить не надо, можно протереть ватой с техническим спиртом.
- Используя стрелочные приборы, при измерении не перепутайте шкалу, должна быть для переменного напряжения со знаком «V~».
- При прозвонке проводов в жгутах распределительного шкафа, контакты с обеих сторон должны быть отключены от всех элементов оборудования.
Оцените качество статьи
Нам важно ваше мнение:
Прозвонка многожильных кабелей с целью их маркировки
При маркировке многожильных кабелей можно использовать описанные выше методы, но существуют способы, позволяющие существенно упростить этот процесс.
Способ 1: применение специальных трансформаторов, у которых имеется несколько отводов вторичной обмотки. Схема подключения такого устройства показана на рисунке.
Использование трансформатора для маркировки
Как видно из рисунка, первичная обмотка такого трансформатора подключена к сети питания, один конец вторичной обмотки подсоединен к защитному экрану кабеля, остальные выводы — к его жилам. Для маркировки проводов необходимо замерить напряжение между экраном и каждым проводом.
Способ 2: использование блока резисторов с разным номиналом, подключенного к проводам кабеля с одной стороны, как показано на рисунке.
Резисторы, подключенные к выводам кабеля
Для определения кабеля достаточно замерить сопротивление между ним и экраном. Если вы хотите сделать такой прибор своими руками, то следует подбирать резисторы с шагом не менее 1 кОм, чтобы уменьшит влияние сопротивления провода. Также не следует забывать, что номинал резисторов имеет определенную погрешность, поэтому предварительно замерьте их омметром.
При проверке телефонного многожильного кабеля монтажниками не редко используется гарнитура для прозвонки, например ТМГ 1. Собственно, это две телефонные трубки, к одной из которых подключена батарейка на 4,5 В. Такое несложное приспособление позволяет не только проверить кабель, а и согласовывать свои действия при монтаже и тестировании.
Прозвонка телефонной трубкой
Преимущества и недостатки
Каждая радиодеталь имеет назначение и выполняет определенные задачи в узлах
Важно то, как элемент будет использоваться в схеме, и на какой базе деталей она будет собрана. Симистор имеет ряд достоинств, которые выделяют его относительно тиристора
Преимущества:
- Отсутствие физических контактов, что делает включение питания плавным.
- Надежность.
- В узлах постоянного напряжения требует только кратковременного питания управляющего контакта.
- Низкая стоимость.
- Простота в использовании.
Среди недостатков следует выделить сильное нагревание детали. Поэтому при использовании симисторов требуется установка радиатора для отвода тепла.
Способы поиска обрыва провода
Проверку провода на обрыв производят тремя способами. Два первых из них требуют специальной аппаратуры, а третий доступен любому автолюбителю. Рассмотрим каждый из них. Это позволит быстро диагностировать неисправность и заменить поврежденный провод, восстановив нормальную работу запитанного от него оборудования.
Первый способ
Чтобы проверить обрыв цепи этим способом, потребуется кабель-трекер. Устройство имеет две основные части: генератор с контактными проводами и приемник электромагнитного сигнала. Работает прибор так:
- красный провод от генератора подключается к проводу, который будет тестироваться;
- черный провод от генератора нужно подключить к массе автомобиля, например, блоку двигателя или неокрашенной части кузова;
- генератор включается, на приемнике настраивается чувствительность, которую указывает интенсивность звукового сигнала, генерируемого электромагнитным излучением генератора;
- датчик приемника проводится вдоль провода или жгута, спрятанного в кембрик или гофру;
- в месте, где сигнал начинает затихать или пропадает, провод оборван.
Применяя этот способ, прибор последовательно подключается к проводам в жгуте и путем последовательного подключения каждого из них к кабель-трекеру. Это быстрый способ, позволяющий проверить обрыв проводки, не привлекая другого оборудования.
Второй способ
Следующий метод определения обрыва пробки похож на предыдущий, но он усовершенствован за счет применения другого генератора электромагнитного сигнала. Его можно собрать только самостоятельно, для чего требуются определенные знания и навыки, существуют старые советские модели подобных генераторов, отличающиеся повышенной надежностью.
Зажим красного провода так же подключается к тестируемому проводу проводки, а черный на массу автомобиля. В качестве приемника используют бесконтактный индикатор напряжения. Но проблема в том, что данная пара устройств не всегда объективно указывает на обрыв проводки. Поэтому в качестве приемника лучше использовать более чувствительный приемник от стандартного китайского кабель-трекера.
При работе с данным устройством последовательность действий точно такая же. Зачем использовать приемник, изготовленный из старых советских радиодеталей? Объяснение очень простое – он генерирует более мощный и чистый сигнал, обеспечивающий быстрый и точный поиск обрыва проводки. Поэтому такое сочетание предпочтительно, чем использование стандартных кабель-трекеров.
Третий вариант
Этот способ применяют при полном отсутствии специализированного оборудования, в том числе, кабель-трекера и даже обычного мультиметра. В этом случае из двух проводников и контрольной лампы, а также тонкой и острой иглы делается самодельное устройство.
Проверяемый провод или группу проводов отсоединяем от контактов с обеих сторон, чтобы исключить их из бортовой сети. Это позволяет на момент проверки не отключать аккумуляторную батарею.
Минус подключается к контакту проверяемого провода, затем берется контрольная лампа и через дополнительный проводник присоединяется к плюсовой клемме аккумулятора. При замыкании цепи на провод, контрольная лампа загорится.
Берется игла, которой через некоторое расстояние прокалывается изоляция тестируемого провода и к ней присоединяется свободная клемма контрольной лампы, если она загорается, значит, место обрыва еще не найдено.
Когда провод собран в жгут или пучок проводов защищен гофрой, следующий прокол целесообразно делать в доступном месте, где провод выходит наружу или удобно вскрывать изоляцию. Если контрольная лампа не загорается, на промежутке между двумя соседними проколами есть обрыв. При выявлении участка, где есть подозрение на обрыв, вскрывается изоляция, участок провода обследуется, производится его сращивание или замена.
Почему режим называется «прозвонка»
Проверить целостность цепи можно было и раньше, используя режим замера сопротивления — омметра. Главное же отличие прозвонки в том, что при замерах, если электрическая связь есть между тестируемыми участками то, дополнительно к показаниям на экране, раздаётся звуковой сигнал — зуммер, от сюда и возник термин прозвонка или прозвон.
Этот звуковой сигнал значительно ускоряет процесс проверки, вам не приходится отвлекаться, смотреть на экран, да и не всегда это удобно, а услышав зуммер (либо не услышав) вы уже знаете результат. Особенно это полезно при массовых замерах, например, при поиске в пучке проводов одного определенного.
Проверка светодиодных ламп
Для удобства потребителей в настоящее время налажен выпуск ламп на основе светодиодов, которые имеют геометрическую конфигурацию, схожую с уже привычными лампами накаливания. Это дает возможность устанавливать светодиодные лампы в обычные светильники, питающиеся от сети 220 В.
В конструкцию такой лампы встроен специальный преобразователь тока – драйвер. Это устройство собирается из деталей, имеющих параметры, различающиеся в каждой отдельной модели. Это обстоятельство делает невозможным применение такого вида диагностики, как проверка светодиодной лампы мультиметром.
Светодиодную лампу прозванивают при помощи специального тестера. Он представляет собой прибор, внутри которого собрана схема, позволяющая проверять работоспособность ламп различных типов. Для этого на корпусе выполнены несколько разъемов под цоколи ламп, наиболее часто применяемых. Вывод результата проверки, осуществляется в виде звукового сигнала.
Проверка простого реле
9. При выверке электрических схем возникает необходимость в проверке отдельных элементов — автоматов, реле. Возьмем, например, реле РТ-40. Во-первых мы должны иметь представление о схеме этого реле. Эту схему можно найти в интернете, в паспорте на изделие, в голове. Смотрим, у нас несколько пар контактов и обмотка. Проверка будет заключаться в проверке срабатывания контактов и проверке величины сопротивления обмотки. Обмотки проверяем в режиме сопротивления цешкой, должно получиться значение в омах, которое можно сравнить с паспортным, или лишь бы не был ноль ом. Контакты проверяем в режиме прозвонки, посадив концы прибора на пару контактов, имитируем работу контактов. В случае с РТ-40 двигаем контакты на срабатывание. При этом прозвонка зазвенит. В случае с замкнутым контактом — сразу будет звенеть, а при срабатывании сигнал пропадет. Аналогично вместо звука смотреть на сопротивление. Замкнуты — 0, разомкнуты — 1. Без подачи напряжения на электромеханических релюхах срабатывание контактов можно имитировать вручную.