10 знаменитых готических соборов и церквей, часть 2

Готические замки средневековья, светские строения

Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.

Главный фасад Папского дворца в Авиньёне

Крупнейшие постройки:

  1. , XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
  2. Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
  3. Дворец Кёра в Бурже, Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
  4. Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
  5. , XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
  6. Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
  7. Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
  8. Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).

Владиславский зал в старом дворце Пражского града

В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).

За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.

Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work, CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом.  Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид),
  • историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Региональные направления готики Франции

Когда говорят о разновидностях французского готического стиля, то чаще всего отталкиваются от архитектуры центрального региона (область Иль-де-Франц), но кроме неё существует множество региональных направлений и видов стиля. Мы разберём три наиболее значимых направления: бургундское, нормандское и анжуйское.

Готика в Бургундии считалась одной из передовых и прогрессивных во Франции, в целом отличия от построек центрального региона незначительны, только в 13 веке долго сохранялись явные признаки романской архитектуы, но со временем они исчезли. Местные архитекторы не раз боролись за звание самых искусных мастеров, стремясь реализовывать амбициозные проекты.

Собор в Бове

Собор в Бове один из главных французских долгостроев. Проект был настолько сложен, что его реализация заняла почти 350 лет (1225-1578). Кафедральный сбор в Бове является самым высоким храмом Франции, из-за долгого строительства в первоначальный проект много раз вносились изменения, в результате он вобрал в себя признаки как ранней, так и поздней готики. 

Важнейшими памятниками готической архитектуры в Бургундии являются: церковь Богоматери в Дижоне, собор в Оксерре, соборы в Невере и Семюре, церковь в Кламеси; Лозаннский собор.

Нормандия – регион на северо-западе Франции (граничащий с Англией) со своими характерными особенностями готической архитектуры. Нормандская готика отдаёт предпочтение простым формам и типовым орнаментам, в то время как в центральной Франции декор более разнообразен. К периоду поздней готики нормандская традиция мало чем отличалась от традиций центральной Франции.

Церковь Сент-Уан в Руане, Нормандия, поздняя готика

Постройки нормандской готики: соборы в Лизье и Алансоне, церковь Сент-Этьен в Кане, церкви в Кутансе и Сент-Уан в Руане служат образцами позднего нормандского искусства XIV в.

Анжуйская школа, стиль плантагенетов (западная Франция). Архитектуру анжуйской школы можно назвать готической только благодаря ее деталям; по своему общему плану – это архитектура византийская. Она воспроизводит широкие квадратные пролеты Сен-Фронта (знаменитый собор 12 века во Франции, копия византийского Храма 12 Апостолов), точная копия которого находится в самом сердце Анжу — в церкви Фонтевро. Форма ее сводов очень близко напоминает византийские купола, а их нервюры носят чисто декоративный характер; часто вместо того, чтобы поддерживать заполнение свода, они составляют с ним одно целое.

Церковь в Фонтенвро, внутри

Постройки анжуйской готики: Церковь Фонтенвро, Собор в Анжере, Собор в Лавале, Собор в Пуатье, церковь Сен-Серж в Анжере.

Ниже представлены фотографии ключевых построек всех, из вышеперечисленных, готических направлений.

Библия бедняков, Кентерберийский собор, Англия, XIII в.

Кентерберийский собор – первая крупная готическая постройка в Англии. Здесь находится знаменитый витраж, название которого стало нарицательным для средневековых сюжетных витражей. «Библия бедняков» («Poor man’s bible») означает, что люди, не умеющие читать, могут познакомиться с содержанием Библии изучая изображения на окне. Каждая сцена (каждый медальон) посвящён какой-то истории из Ветхого или Нового завета.

Витраж Библия бедняков, Кентерберийский собор

Окно состоит из трех столбцов с 7 уровнями, каждая сцена чередуется между круглым и квадратным обрамлением. Каждый уровень относится к какой-то конкретной теме. В центральной колонке показаны сцены из Нового Завета, в то время как сцены с обеих сторон иллюстрируют Ветхий Завет.

Странники увидели Вифлеемскую звезду

Пример сцены: верхняя центральная сцена показывает трех мудрецов в широких брюках, что указывает на то, что они с Востока, верхом на лошади и указывая на звезду над их головами. Этот рисунок изображает странников, увидевших Вифлеемскую звезду, которая предвещает рождение Иисуса Христа.

В XIX веке была проведена реставрация витража и утраченные сюжеты (нижнего уровня) были заменены другими. Изначально, в Соборе находилось несколько окон в одном стиле, в результате, их совместили.

«Путь в Иерусалим»

 Рождение готической традиции часто связывают с влиянием архитектуры Востока, открывшейся крестоносцам в их походах. Некоторые специалисты выводят корни готики из тайных геометрических изысканий, которыми занимались тамплиеры в Иерусалиме. Несомненно одно: именно готика привнесла в искусство символизм и таинственность, именно она поселила мистику в католических храмах и заставила ученых и оккультистов спустя века отгадывать зашифрованные в их композиции и декоре тайные коды. В Шартрском соборе немало таких знаков — например, напольный мозаичный лабиринт, в церковных записях именуемый «путем в Иерусалим». Прихожане должны были пересекать его на коленях, что символизировало путь души к Иерусалиму Небесному, с которым, как верили в Средние века, Шартрский собор связан незримыми нитями.

Кафедральный собор в Вашингтоне, новая готика

В XIX веке, после многих веков забвения, в западной культуре возродился интерес к готике. По всей Европе возводились здания в неоготическом стиле. Американцы хоть и припозднились, но нельзя сказать, что совсем опоздали. Величественное здание главного кафедрального католического собора в Вашингтоне было построено в XX веке в неоготическом стиле.

Главный фасад Вашингонского собора ночью

Общее описание. Великолепный образец неоготической архитектуры возведен на самом высоком холме столицы США. Причем архитекторы старались использовать соответствующие средневековые технологии, поэтому издалека сооружение выглядит ровесником Нотр-Дама; по этой же причине строительство растянулось почти на сто лет.

Даты постройки: 1907-1990 гг.

Кто построил? Американского архитектор Джордж Фредерик Бодли.

Главный неф Вашингтонского кафедрального собора, игра витражного света

При разработке интерьера за основу были взяты традиции английской готики. Знатоки архитектуры найдут в оформлении главного нефа сходства с Йоркским или Солсберийским соборами. Во всяком случае большие составные колонны и линии от них, расходятся вверх и переходят в потолочные нервюры – однозначно указывают на влияние Старого света. Также нельзя не подчеркнуть игру света, проникающего через витражные стёкла; проектировщикам XX века удалось повторить, а может и превзойти, замысел мастеров прошлого. Ведь витражи были придуманы именно для того, чтобы помещение храма заполнялось разноцветным сиянием божественных лучей.

Мозаика в подземной крипте

В интерьере также присутствуют и абсолютно новые детали, не свойственных соборам средневековья: к ним можно отнести мозаичные настенные полотна в подземной крипте. Также можно отметить, что все витражи выполнены далеко не в старинной стилистике, а являются произведениями авангарда XX века.

Где встречается[править]

…и в фэнтези.

Не просто как элемент антуража (тысячи их), а характерная деталь франшизы.

Литератураправить

  • «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Указанный храм именно такой и, естественно, существует IRL. Первейший кодификатор в серьёзном искусстве — да и не только, у франшизы ведь есть мульт-адаптация.
  • «Шпиль» У. Голдинга. В центре сюжета — строительство шпиля для небольшого собора.

Телесериалыправить

«Игра Престолов»: септа Бейлора (главный храм Семи Королевств) совмещает стиль сабжа и византийской базилики. Ну, ещё ампир, в некотором роде. По иллюстрациям к книге уклон в сторону вертикально-узких готических форм, куда сильнее.

Видеоигрыправить

  • Warcraft — храмы культа Света у людей напоминают именно их. Особенно примечательны Собор Штормграда и Алый Монастырь в WoW

    А вот храмы Warcraft II представляют собой забавную смесь собора с православными луковками.

    .

  • Heroes of Might and Magic II: двеллинг паладинов выглядит именно так. Не только с нефами, витражами и «окном розы», но даже и с крестом над входом!
  • Heroes of Might and Magic V: у Рыцарей внезапно аверсия, центральное здание более похоже на феодальный замок, а вот город Некромантов — весь как осквернённый готический собор.
  • Вселенная Аллодов: люди в ММОРПГ представлены СФК славян, но в Мёртвом городе остались готические кварталы старой Кании, которая была «рыцарской Европой».
  • «Alice: Madness Returns»: Адский поезд по стилю явственно отсылает именно к нему.
  • Clive Barker’s Undying — с прикрученным фитильком, храм в Монастыре прошлого не особенно грандиозный, всё-таки это довольно захолустная Ирландия. Но по эстетике — оно самое. Рулят тут проклятые монахи, но выглядит всё пока светленько (кроме того, что миссия происходит ночью).
  • Clive Barker’s Jericho — пастырь недобрый Сен-Клер со своими тамплиерами успел построить в Эль-Хали такой. Там и придётся его валить.
  • «Мор (Утопия)» — Собор. Предельно мрачная, давящая своей тёмной красотой монументальная громада.
  • Bloodborne — Весь город в котором происходят события построен в готическом стиле с примесью Лавкрафтовских мотивов.
  • Dark Souls — собор в Анор Лондо является ярким примером сабжа. Музыка соответствует.
  • Serious Sam: The Second Encounter — уровень «Великий собор».
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — часовни в небольших городах типично готические, а вот храм в столице совершенно другой, ближе к классицизму.

Настольные игрыправить

  • Warhammer 40000 — корабли-соборы Империума! Многокилометровые по габаритам махины, бороздящие галактику Вечной Войны во имя Божественного Императора.
    • Есть ещё особые религиозные миры (планеты), где среди таких соборов летают кибер-херувимы и лютует на всю катушку Инквизиция.
  • Magic: the Gathering — чёрно-белый по масти Синдикат Орзов в Равнике обладает именно таким архитектурным стилем. Особенно колоритны магические крылья из витражных стёклышек.

Музыкаправить

  • Клип метал-группы Powerwolf «We drink your blood», снят в таком храме. Присутствует образ и на обложках альбомов.
  • Столь любимая японскими музыкантами католическая церковь Оура в Нагасаки, в которой сняли клипы все, кому не лень.

Скульптура

Скульптура была неотъемлемым элементом готического собора. Его цель заключалась в том, чтобы проиллюстрировать персонажей, рассказы и послания из Библии обычным прихожанам, подавляющее большинство которых были неграмотными. Фигуративная скульптура была распространена на тимпанах романских церквей, но в готической архитектуре она постепенно распространилась по всему фасаду и трансептам, и даже по внутренней части фасада.

Скульпторы не выбирали тематику своих работ. Церковное учение указывало, что темы будут указываться отцами церкви, а не художниками. Тем не менее, готические художники со временем начали добавлять фигуры со все более реалистичными чертами и выразительными лицами, и постепенно статуи стали более реалистичными и отделены от стен.

Первым новаторским элементом, использовавшимся готическими скульпторами, была статуя-колонна. В Сен-Дени двадцать статуй апостолов поддерживали центральный портал, буквально изображая их как « столпы церкви ». Оригиналы были уничтожены во время Французской революции, и остались только фрагменты. Идея была быстро адаптирована для западного крыльца Шартрского собора (около 1145 г.), возможно, теми же скульпторами.

Следы краски на скульптуре порталов показывают, что изначально они были окрашены в яркие цвета, каждый из которых имел определенное богословское значение. Этот эффект теперь воссоздан сегодня в Амьене с использованием цветного света.

Технология изготовления паяного витража

Шаг 1. На зафиксированном на рабочем столе шаблоне отмечают, какого цвета будет каждый элемент рисунка. Можно наносить метки цветными фломастерами или подписывать простым карандашом.

Шаг 2. Выбирают кусочек стекла нужного цвета и кладут его сверху на соответствующую деталь рисунка.

Переводим детали на пленку

Вырезаем пленку и раскладываем на стекле

Шаг 3. Если сквозь стекло хорошо видны линии рисунка, проводят по контуру детали стеклорезом. Если линии плохо видны, прорисовывают их на стекле. В работе со стеклорезом необходимо придерживаться рекомендаций мастеров витражного искусства:

  • поверхность стекла должна быть чистой (в случае необходимости ее нужно обезжирить);
  • рез должен быть достаточно быстрым и равномерным, без излишнего нажима;
  • при правильном выполнении реза должен быть слышен характерный звук потрескивания стекла;
  • за 5-7 мм до конечной точки реза нужно ослабить нажим на стекло;
  • нельзя проводить стеклорезом несколько раз по одной и той же линии.

Вырезаем детали

Отламываем деталь

Ломание стекла

Шаг 4. Включают шлифовальную машинку и подносят к вращающейся головке кромку стекла. Слегка прикасаясь к механизму, обтачивают деталь. Во время работы выполняют «примерку»: кладут резанный элемент рисунка на шаблон и сверяют соответствие размеров и изгибов линий.

Деталь нужно обточить на шлифмашинке, чтобы края были ровные

Шлифовка

Шаг 5. Обточенный кусочек стекла обертывают клейкой фольгированной лентой. Для выполнения этой задачи можно использовать специальные инструменты: ролики. Но можно обойтись и без них. Ленту приклеивают так, чтобы ее края охватывали стекло с двух сторон, выступая за кромку на 1 мм. Поэтому ширина ленты должна соответствовать толщине стекла с учетом этого требования.

Оборачиваем края фольгой

Выкладываем детали на эскиз

Все детали уложены

Шаг 5. Когда будет готова часть рисунка и на шаблоне уложены все его, вырезанные из стекла, элементы, приступают к пайке. Нагревают паяльник до нужной температуры, берут пруток припоя и прикладывают его к линии стыка двух кусочков стекла.

Шаг 6. Прикасаются к припою паяльником и «ведут» припоем по линии рисунка.

Выполняем пайку

Шаг 7. После того как будут проработаны все стыки между элементами шаблона, стеклянное полотно переворачивают и повторно выполняют ту же работу: припаивают кусочки стекла друг к другу.

Шаг 8. Когда будут готовы несколько модулей рисунка, приступают к их соединению с помощью протяжки. На этом этапе работ используют Н-образный профиль. Это достаточно гибкий материал для того, чтобы соединить стекло даже со сложными линиями изгибов.

Шаг 9. После сборки витража, его нужно установить в раму. Если полотно получилось достаточно легковесным, можно использовать деревянные штапики с прорезью. В этом случае понадобится Y-образный профиль, узкую часть которого вставляют в щели.

Для тяжеловесных витражей используют деревянные или металлические рамы с П-образным сечением. Ширина этих планок должна соответствовать толщине стекла с учетом двух слоев припоя и клейкой ленты.

Шаг 10. Витраж в раме устанавливают в оконный проем.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готика

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

Рабочие

Резчики по камню, ступки, плотники и другие рабочие были высококвалифицированными, но обычно неграмотными. Ими управляли бригадиры, которые подчинялись мастеру масона. Мастера использовали такие инструменты, как компас, чтобы измерить и увеличить планы до полного размера. и уровни с использованием свинца в стеклянных трубках, чтобы гарантировать, что блоки находятся на одном уровне. Мастера по камню использовали аналогичные инструменты, чтобы убедиться, что поверхности были плоскими, а края были под точными прямыми углами. Их инструменты часто изображались на средневековых миниатюрных рисунках того периода (см. Галерею).

Планы

Мастера-масоны обычно сначала делали модель здания из папье-маше , дерева, гипса или камня, чтобы объяснить здание епископу и каноникам. Когда план был утвержден, было очень сложно сделать несколько крупномасштабных рисунков, потому что пергамент был дорогим и обычно стирался и использовался повторно, а печать в большом масштабе еще была невозможна. Планы некоторых частей иногда были нарисованы или начерчены в полном масштабе на полу в склепе или другой части рабочего места, где с ними было легко ознакомиться. Первоначальные планы Пражского собора были заново открыты в 19 веке и использовались для завершения здания.

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.


Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.


Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.


Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.


Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле


Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org


Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru


Черный готический домИсточник i.pinimg.com


Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net


Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com


Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net


Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com


Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com


Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua


Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru


Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com


Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com


Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com


Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Церковь святого Лаврентия

Здание находится в Нюрнберге. Церковь святого Лаврентия считают наиболее старым лютеранским храмом.

Точная дата начала строительства церкви святого Лаврентия неизвестна. Ранее на ее месте стояла часовня Святого Лаврентия – об этом здании упоминается в 1235 году. Примерно в 1275 году она стала самостоятельной.

В ходе Второй мировой войны церковь была сильно повреждена. После окончания боевых действий была начата реконструкция, которая затянулась до 60-х годов ХХ века.

Общие данные:

  • длина церкви – 91,7 м;
  • ширина – 30 м;
  • высота центрального нефа – 24,2 м;
  • высота боковых нефов – 11,5 м.

Интересные факты о соборе:

  • основными достопримечательностями собора святого Лаврентия, представляющими значительную художественную ценность, являются дарохранительница, золоченый канделябр, скульптурная композиция «Благовещение»;
  • долгое время высокие башни собора были источниками пожаров, так как в них часто били молнии;
  • западный фронтон собора украшает огромная розетка окна, диаметр которой составляет 10 м.

Лучистая готика

Лучистая готика (фр. le gothique rayonnant) – направление французской готики, которое характеризуется набором декоративных оформительских приёмов на ранней стадии стиля. Если «ранняя» и «высокая» предполагают конкретный временной отрезок, то «лучистая» — это альтернативная классификация подразумевающая декор. Французы относят этому течению почти все постройки до середины XIV века (включая первую церковь Сен-Дени).

Также используют термины: лучезарная готика, сияющая, стиль районат.

Роза в капелле Сент-Шапель напоминает лучи солнца

Признаки: 1) выраженная и подчёркнутая вертикальность и устремление вверх; 2) линии колонн продолжаются на сводах, подобно лучам; 3) орнамент круглого окна (розетка), также ассоциируется с лучами, расходящимися от центра; 4) орнаменты на других окнах в виде цветков символизируют солнце; 5) благодаря большому количеству витражей помещение наполнено разноцветными лучами света.

Главной постройкой в стиле лучистой готики является . Несмотря на то, что в очень многих церквях и соборах имеются признаки лучезарного стиля (не только во французских), Сент-Шапель – это эталон.

Потолочные своды и витражи Сент-Шапель

Часовня Сент-Шапель была истинным архитектурным шедевром своего времени. На фото видно, что опорные колонны подобно лучам устремляются в высь и органично переходят в потолочные нервюры, а оконная круглая розетка напоминает солнечный диск. Также, в постройке было впервые применено сплошное остекление, стены буквально составлены из стекольных витражных конструкций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector